Для слепого ребенка ознакомление с окружающим миром осуществляется через игры с игрушками. Поэтому игрушки должны быть такими, которые позволяли бы получать как можно больше информации.
Кроме того игрушка, должна развивать осязательное
обследование, развивать мелкие движения руки и развивать действия с предметами.
Именно игрушка должна знакомить ребенка с образами животных и окружающих предметов.
Какие же требования должна соблюдать
игрушка для слепого ребенка:
1.
Игрушка
должна быть изготовлена из теплых материалов, приятных для осязания. Холодные материалы
могут вызывать отрицательную реакцию.
2.
Игрушки
должны быть изготовлены из разных материалов: ткани, дерева, резины, пластмассы
и так далее. Игрушка должна быть прочной,
и при нажатии на игрушку не должна менять форму, так как затруднить восприятие
и осознание правильного образа игрушки.
3.
Игрушка
должна отвечать определенным гигиеническим требованиям: краска должна быть
прочной, не токсичной и хорошо мыться.
4.
Игрушка
должна быть не менее 9 см, чтобы хорошо можно было выделять детали.
5.
Для
слепого ребенка не приемлемы стилизованные игрушки, так они не имеют реальной
формы и
не отражают основные, существенные признаки реального предмета.
6.Большое
значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные
конструкторы. Все эти игрушки должны иметь четкую форму.
7. Все игрушки должны быть аккуратно
выполнены, так как слепые дети при их обследовании обращают внимание на
малейшую шероховатость, на швы и места соединения деталей. Некачественно выполненная
игрушка может вызвать нежелание играть и сформировать неправильный образ.
8. Для формирования
моторики, восприятия величины, ориентировки в пространстве полезны пирамидки,
матрешки, вкладные шары, кубики или стаканчики.
9. Большое значение для слепого ребенка служат
строительные материалы, они помогают развить умения ориентироваться в
пространстве, умения координировать свои движения, сравнивать предметы по
форме, величине, положению в пространстве.
10. Игрушки:
совочек,
ведерко, формочки для песка необходимы определенного размера. Ведерко должно
быть небольшим по высоте – 10-13 см. Совочек не должен быть слишком широким,
лучше, если он сужается к концу. Формочки должны быть круглой, квадратной, овальной,
прямоугольной формы, а так же другие с
хорошо различимые формы.
11. Развитию
движений слепого ребенка и формированию у него приемов ориентировки в большом
пространстве способствуют игры с мячом. Поэтому мячи должны быть разных размеров
и выполнены тоже из разных материалов. Тряпичные, резиновые, со звуковым эффектом,
средних размеров: от 30 до 50 см.
12. Движущиеся игрушки
каталки,
заводные игрушки должны быть простыми по структуре, а зона их
действия небольшая. Поэтому для игры не годятся заводные автомобили, летающие
пропеллеры и вертолеты. В то же время ребенку можно предложить волчок, клюющего
цыпленка, кувыркающуюся обезьянку и другие игрушки-забавы. С заводными
игрушками ребенка следует знакомить с
осторожностью. Необходимо предварительно рассказать об игрушке, показать
ее неподвижной, иначе она может напугать ребенка.
13. Из нескольких
типов волчков наиболее подходит волчок с фиксированным основанием (резиновой
присоской, прикрепленной у основания). Такой волчок сравнительно легко
приводится в движение самим ребенком.
14. Для игры
необходимы игрушечные животные, сделанные из различных материалов: пластмассы, дерева,
резины, ткани.
15. Игрушки следует
подбирать с учетом возможности их использования ребенком, согласно возрастным особенностям и уровню его развития.
Если ребенок уже старшего возраста, но уровень его знаний об окружающих предметах
очень бедный, то игрушки надо подбирать постепенно, развивая его умения действовать
игрушками, обследуя её и рассказывая, как
можно ею играть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий