воскресенье, 8 мая 2022 г.

Особенности коррекционных образовательных онлайн – занятий с детьми с ЗПР и умственной отсталостью.

 

Проведение онлайн занятий с детьми  задержкой психического развития и умственной отсталостью проводятся с учетом их особенностей. В таблице  четко видно, в чем наблюдаются различия между этими двумя нарушениями в развитии детей.

 

ЗПР

Умственная отсталость

Обратимые состояния

Необратимое нарушение

Парциальность

Тотальность

  Развитие мозаичное (скачками)

Развитие иерархическое – диффузное повреждение коры ГМ (головного мозга)

Высокий уровень познавательных возможностей – детям свойственно развитие навыков абстрагирования, отвлечения, синтеза, анализа, сравнения, обобщения

Низкий уровень познавательных возможностей, который в большинстве случаев не поддается коррекции

Отсутствие навыка установления связей причина-следствие и обобщения информации

Поддается коррекции, для развития разных форм мыслительной деятельности характерна скачкообразная динамика

В большинстве случаев коррекция мыслительной деятельности не сопровождается успехом

Страдают предпосылки на интеллектуальную деятельность: фонематический слух, зрительно-двигательная координация, восприятие, внимание

Страдают функции мышления

Игровая деятельность способствует к развитию

Игровая деятельность может послужить поводом для отказа выполнения занятия, особенно если задание по уровню сложности находится за пределами возможностей ребенка

Дети интересуются предметно-манипулятивной деятельностью, при правильно поставленной цели можно достигнуть хороших результатов в коррекции

Полное безразличие к игровой и предметно-манипулятивной деятельности

Проявляют яркие эмоции, могут сосредоточиться на выполнении задания

Слабо развитая эмоциональная сфера, дети часто отвлекаются при выполнении заданий

Овладевают навыками изобразительного искусства

Без обучения не проявляют интерес к рисованию, редко проявляются штампы: простые домики, произвольное черкание, хаотичное изображение букв или цифр

Отсутствие диспластичности в соматическом облике ребенка

Проявляется диспластичность

Нет грубых проявлений в неврологическом статусе

Наблюдается часто гипотрофия некоторых частей языка, асимметрия лица, венозная сеточка на переносице или висках

                  

Учитывая все выше сказанное, теперь  рассмотрим  особенности проведения занятий онлайн.

1 Для занятий педагогу в первую очередь необходима онлайн платформа, которую выбирает каждый специалист самостоятельно для себя, в которой удобно работать:  Zoom, Skype, Mirapolis и многие другие.

 

2. Специалисту необходимо иметь определенную наработанную базу: фото, видео, презентации, которые с экрана воспринимаются на хорошем уровне и демонстрируются как для ребенка, так и для родителя. Обязательно определяется и подбирается аудио информация, которая накапливается как ресурс, так как работа на одних и тех же пособиях, может привести к быстрому выгоранию самого педагога и ухудшает качество усвоения знаний для ребенка.

          При работе в онлайн формате с родителями и ребенком есть определенная специфика:

-Родители хорошо понимают, что есть камера, микрофон, компьютер. Но камера имеет свойство снимать все, что находится и происходит за спиной. Например: камера  транслирует занятие, которое  проходит из  жилой комнаты, где стоит компьютер  около  зеркала,  в котором   отображается каждое действие.  И это может отвлечь ребенка и самого родителя. А родитель должен вовремя среагировать, и помочь ребенку не дать переключиться на отвлекающие моменты в изображении с экрана. Педагог, должен заранее продумать такие моменты и дать инструкцию родителю, что сделать, чтобы ребенок вновь включился в занятие. Либо переключить ребенка на двигательную активность, либо наоборот применить упражнение, для успокоения и снятие возбуждения у ребенка.

И что для этого может стать хорошим помощником и педагогу,  и очередь родителю, следующие средства и материалы:

         Учитывая, что дети с ЗПР и у. о., чаще еще  имеют  определенные особенности: у большинства из них наблюдается СДВГ, у них нет самоконтроля, отсутствует желание сосредоточиться, еще можно наблюдать неадекватные двигательные реакции.

В этом случае  задача  родителя и педагога усадить ребенка с СДВГ  на занятие спокойно. Но  сразу это сделать  невозможно на онлайн – занятие.  Поэтому надо дать ребенку определенную двигательную активность.  И для этого надо использовать определенные двигательные техники, которые будут чередоваться.  Поэтому  для занятий дома в  режиме онлайн, родителям необходимо будет приобрести дополнительное оборудование: мячи разного размера и массы (легкий и тяжелый) (баскетбольный, для йоги, пилатеса и так далее). Хорошо иметь маленький бытовой батут, музыкальные паузы (аудиозаписи) для двигательной активности и деятельности по правилам. При проведении упражнений на специальном оборудовании родители должны осознавать, что ребенку нельзя уходить в беспорядочную двигательную активность. Поэтому педагог продумывает и предлагает эти упражнения родителю,  а родитель  пробует использовать  задания, которые должны помогать быстро и хорошо вернуть ребенка к рабочему состоянию.

         Поэтому  для проведения онлайн занятий  педагогу надо  продумывать не только наполняемость учебного материала, но и  задания, где бы двигательная активность сочеталась с когнитивной деятельностью.

Например: Педагог предлагает родителю поиграть с ребенком в мяч, но дает при этом задание: «бросаем мяч, проговариваем словарные слова» или «запоминаем текст четверостишья», «выполняем устный счет», «произносим звуки, чередуя свистящие и шипящие» и так далее.  Подборка упражнений зависит от цели занятия и задач, поставленных педагогом.

 Еще необходимо сделать подборку музыкальных пауз, которые должны быть разнообразными. Например, мелодии могут быть медленными, успокаивающими или активно – ритмическими, для того чтобы помочь ребенку активизироваться. Все зависит от особенностей ребенка, одного ребенка надо растормошить, а другого ребенка наоборот успокоить. В этом случае педагог может включить музыку, вывести звук на экран и дать родителю обратную связь, что он должен делать. Например, если ребенок возбудился, то родитель усаживает его на фитбол, раскачивает его под спокойную музыку, мягко и плавно успокаивает, но  для этого понадобиться определенное время. Поэтому структура занятия может нарушиться и пойти не по плану педагога. И педагог должен быть готовым к этому.

Если же ребенок вялый, не готов к работе, не активный, эмоционально не настроен. То в таких случаях сначала надо  наоборот повысить двигательную активность. Надо  его простимулировать.

          Поэтому если начался эфир занятия, а ребенок  «расплылся». Занятие необходимо начинать с двигательной активности (кинезиологических упражнений, Су Джок, мячей, пружинок).

         Таким образом, кроме подготовки материала к занятию, надо продумать какие упражнения педагог будете использовать дополнительно в помощь родителю.

Во  время трансляции занятия можно вести пометки в чате (как ребенок себя вел, как реагировал на задания во время занятия) или же  вести отдельный журнал наблюдений, чтобы родитель не видел. Это  зависит как от самих родителей, так и от детей. Не каждый родитель может спокойно отнестись к записям педагога. Чаще родители иначе воспринимают своего ребенка, и считают, что у него все получается или его знания соответствуют норме. Но  есть родители, которые во время занятия могут не обратить внимания, на многие состояния ребенка, его успехи и неудачи. Чаще родители считают, что ребенок все выполнил и справился отлично. Пока педагог не укажет, что было выполнено правильно, а что нет. В этом случае педагогу надо самому выбрать форму взаимодействия.

         Например: можно прописать в чате для родителей, что успели сделать за занятие. А что нет. Таким образом, родитель получает определённую карту, наглядно видит, чем занимались и что сделали, как бы видит структуру занятия.  Потому что родитель непосредственно участвует в этом процессе.

Ведение записей в чате  позволяет педагогу отмотать записи назад и увидеть, что раньше выполнял ребенок и что выполняет сейчас и обратить внимание родителя на динамику.

          И, конечно же, должна вестись обратная связь родителей с педагогом, через съемку видео выполнения заданий с ребенком дома самостоятельно для закрепления материала.

 Еще один нюанс при проведении  онлайн занятий, педагог должен учитывать состояние не только ребенка, но и родителя.  Как родитель чувствует себя физически и эмоционально, потому что успех занятия будет зависеть и от родителя. Насколько родитель готов продуктивно поработать на онлайн - занятии,  возможно родитель  эмоционально разбит, устал, у него мысли о другом, но только не о занятии.   Это очень важно, потому что дети тоже считывают информацию  с родителей и чаще их поведение на таких занятиях зависит от  родителей.

         Педагог должен всегда учитывать, что мама особого ребенка знает какой тяжелый у нее ребенок. И если он  видит, что мама не в настроении, ее всё раздражает, и она сама на грани эмоционального всплеска, то в такие минуты, лучше не нагнетать обстановку, а лучше предложить вместе с ребенком послушать спокойную музыку и ориентироваться на то задание или упражнение, которое  хорошо получается у ребенка. Одним словом всегда при проведении занятий необходимо учитывать состояние родителей.

         Еще один необходимый момент при проведении онлайн – занятий это  использование  техники «наделения»- родителя обязанностями. Родитель должен конструктивно понимать, что  от него хочет педагог, что во время занятий он получает знания не только по развитию ребенка, но и по умению взаимодействовать с ним, применяя все техники, проводя упражнения и выполняя задания, которые он выполнял на занятии с ребенком. А для этого родители должны изготавливать иногда необходимые пособия сами, для отработки трудностей у ребенка. Когда родитель сам сделал игру, да поиграл, и увидел, что у ребенка стало получаться, тогда родитель активно включается в онлайн – занятия, для положительного  результата в дальнейшем. Поэтому хорошо, когда родитель для педагога делает пособия на онлайн занятия, по предложенному образцу и подробной инструкцией. Иногда, это будет стимулом проиграть в игру не по картинкам на экране в онлайн – режиме, а поработать с натуральными предметными картинками с мамой, поиграть с тренажером на дыхание и выполнить практические задания для развития моторики с использованием изготовленной игры. Поэтому родители  потом начинают сами предлагать  идеи,  как еще можно поиграть, используя материалы под рукой.

Конечно, это наблюдается не у всех родителей, но есть родители, которые заинтересованы в положительной динамике развития ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод. К каким результатам должен стремиться педагог при проведении занятий в онлайн режиме:

1.использовать задания и упражнения с переменой динамических пауз для снижения утомляемости ребенка на таких занятиях.

2.Включать задания и упражнения направленные на улучшение концентрации внимания у ребенка.

3.Регулярно пополнять материал для занятий способствующий стабильному эмоциональному состоянию педагога.

4.Учитывать эмоциональное состояние родителей и их включенность в онлайн – занятия в коррекционную работу  по развитию ребенка, для лучшего результата.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий