Проведение онлайн
занятий с детьми задержкой психического
развития и умственной отсталостью проводятся с учетом их особенностей. В
таблице четко видно, в чем наблюдаются
различия между этими двумя нарушениями в развитии детей.
ЗПР |
Умственная
отсталость |
Обратимые состояния |
Необратимое нарушение |
Парциальность |
Тотальность |
Развитие мозаичное (скачками) |
Развитие иерархическое – диффузное повреждение коры ГМ (головного мозга) |
Высокий уровень познавательных возможностей – детям свойственно развитие
навыков абстрагирования, отвлечения, синтеза, анализа, сравнения, обобщения |
Низкий уровень познавательных возможностей, который в большинстве случаев
не поддается коррекции Отсутствие навыка
установления связей причина-следствие и обобщения информации |
Поддается коррекции, для развития разных форм мыслительной деятельности
характерна скачкообразная динамика |
В большинстве случаев коррекция мыслительной деятельности не
сопровождается успехом |
Страдают предпосылки на интеллектуальную деятельность: фонематический
слух, зрительно-двигательная координация, восприятие, внимание |
Страдают функции мышления |
Игровая деятельность способствует к развитию |
Игровая деятельность может послужить поводом для отказа выполнения
занятия, особенно если задание по уровню сложности находится за пределами
возможностей ребенка |
Дети интересуются предметно-манипулятивной деятельностью, при правильно
поставленной цели можно достигнуть хороших результатов в коррекции |
Полное безразличие к игровой и
предметно-манипулятивной деятельности |
Проявляют яркие эмоции, могут сосредоточиться на выполнении задания |
Слабо развитая эмоциональная сфера, дети часто отвлекаются при выполнении
заданий |
Овладевают навыками изобразительного искусства |
Без обучения не проявляют интерес к рисованию, редко проявляются штампы:
простые домики, произвольное черкание, хаотичное изображение букв или цифр |
Отсутствие диспластичности в соматическом облике ребенка |
Проявляется диспластичность |
Нет грубых проявлений в неврологическом статусе |
Наблюдается часто гипотрофия некоторых частей языка, асимметрия лица,
венозная сеточка на переносице или висках |
Учитывая все выше сказанное, теперь рассмотрим
особенности проведения занятий онлайн.
1 Для занятий педагогу в первую очередь необходима онлайн платформа,
которую выбирает каждый специалист самостоятельно для себя, в которой удобно
работать: Zoom, Skype, Mirapolis и
многие другие.
2. Специалисту необходимо иметь
определенную наработанную базу: фото, видео, презентации, которые с экрана
воспринимаются на хорошем уровне и демонстрируются как для ребенка, так и для
родителя. Обязательно определяется и подбирается аудио информация, которая
накапливается как ресурс, так как работа на одних и тех же пособиях, может
привести к быстрому выгоранию самого педагога и ухудшает качество усвоения
знаний для ребенка.
При работе в онлайн формате с
родителями и ребенком есть определенная специфика:
-Родители хорошо понимают, что есть камера, микрофон,
компьютер. Но камера имеет свойство снимать все, что находится и происходит за
спиной. Например: камера транслирует
занятие, которое проходит из жилой комнаты, где стоит компьютер около
зеркала, в котором отображается каждое действие. И это может отвлечь ребенка и самого
родителя. А родитель должен вовремя среагировать, и помочь ребенку не дать
переключиться на отвлекающие моменты в изображении с экрана. Педагог, должен
заранее продумать такие моменты и дать инструкцию родителю, что сделать, чтобы
ребенок вновь включился в занятие. Либо переключить ребенка на двигательную
активность, либо наоборот применить упражнение, для успокоения и снятие
возбуждения у ребенка.
И что для этого может стать хорошим помощником и
педагогу, и очередь родителю, следующие
средства и материалы:
Учитывая,
что дети с ЗПР и у. о., чаще еще
имеют определенные особенности: у
большинства из них наблюдается СДВГ, у них нет самоконтроля, отсутствует
желание сосредоточиться, еще можно наблюдать неадекватные двигательные реакции.
В этом случае задача
родителя и педагога усадить ребенка с СДВГ на занятие спокойно. Но сразу это сделать невозможно на онлайн – занятие. Поэтому надо дать ребенку определенную двигательную
активность. И для этого надо
использовать определенные двигательные техники, которые будут чередоваться. Поэтому для занятий дома в режиме онлайн, родителям необходимо будет
приобрести дополнительное оборудование: мячи разного размера и массы (легкий и
тяжелый) (баскетбольный, для йоги, пилатеса и так далее). Хорошо иметь
маленький бытовой батут, музыкальные паузы (аудиозаписи) для двигательной
активности и деятельности по правилам. При проведении упражнений на специальном
оборудовании родители должны осознавать, что ребенку нельзя уходить в
беспорядочную двигательную активность. Поэтому педагог продумывает и предлагает
эти упражнения родителю, а родитель пробует использовать задания, которые должны помогать быстро и
хорошо вернуть ребенка к рабочему состоянию.
Поэтому для проведения онлайн занятий педагогу надо
продумывать не только наполняемость учебного материала, но и задания, где бы двигательная активность
сочеталась с когнитивной деятельностью.
Например: Педагог предлагает родителю поиграть с
ребенком в мяч, но дает при этом задание: «бросаем мяч, проговариваем словарные
слова» или «запоминаем текст четверостишья», «выполняем устный счет»,
«произносим звуки, чередуя свистящие и шипящие» и так далее. Подборка упражнений зависит от цели занятия и
задач, поставленных педагогом.
Еще необходимо
сделать подборку музыкальных пауз, которые должны быть разнообразными.
Например, мелодии могут быть медленными, успокаивающими или активно – ритмическими,
для того чтобы помочь ребенку активизироваться. Все зависит от особенностей
ребенка, одного ребенка надо растормошить, а другого ребенка наоборот
успокоить. В этом случае педагог может включить музыку, вывести звук на экран и
дать родителю обратную связь, что он должен делать. Например, если ребенок возбудился,
то родитель усаживает его на фитбол, раскачивает его под спокойную музыку,
мягко и плавно успокаивает, но для этого
понадобиться определенное время. Поэтому структура занятия может нарушиться и
пойти не по плану педагога. И педагог должен быть готовым к этому.
Если же ребенок вялый, не готов к работе, не активный,
эмоционально не настроен. То в таких случаях сначала надо наоборот повысить двигательную активность.
Надо его простимулировать.
Поэтому если
начался эфир занятия, а ребенок
«расплылся». Занятие необходимо начинать с двигательной активности
(кинезиологических упражнений, Су Джок, мячей, пружинок).
Таким
образом, кроме подготовки материала к занятию, надо продумать какие упражнения
педагог будете использовать дополнительно в помощь родителю.
Во
время трансляции занятия можно вести пометки в чате (как ребенок себя
вел, как реагировал на задания во время занятия) или же вести отдельный журнал наблюдений, чтобы
родитель не видел. Это зависит как от
самих родителей, так и от детей. Не каждый родитель может спокойно отнестись к
записям педагога. Чаще родители иначе воспринимают своего ребенка, и считают,
что у него все получается или его знания соответствуют норме. Но есть родители, которые во время занятия могут
не обратить внимания, на многие состояния ребенка, его успехи и неудачи. Чаще
родители считают, что ребенок все выполнил и справился отлично. Пока педагог не
укажет, что было выполнено правильно, а что нет. В этом случае педагогу надо
самому выбрать форму взаимодействия.
Например:
можно прописать в чате для родителей, что успели сделать за занятие. А что нет.
Таким образом, родитель получает определённую карту, наглядно видит, чем
занимались и что сделали, как бы видит структуру занятия. Потому что родитель непосредственно участвует
в этом процессе.
Ведение записей в чате
позволяет педагогу отмотать записи назад и увидеть, что раньше выполнял
ребенок и что выполняет сейчас и обратить внимание родителя на динамику.
И, конечно же, должна вестись обратная связь
родителей с педагогом, через съемку видео выполнения заданий с ребенком дома
самостоятельно для закрепления материала.
Еще один нюанс при проведении онлайн занятий, педагог должен учитывать
состояние не только ребенка, но и родителя. Как родитель чувствует себя физически и
эмоционально, потому что успех занятия будет зависеть и от родителя. Насколько
родитель готов продуктивно поработать на онлайн - занятии, возможно родитель эмоционально разбит, устал, у него мысли о
другом, но только не о занятии. Это
очень важно, потому что дети тоже считывают информацию с родителей и чаще их поведение на таких
занятиях зависит от родителей.
Педагог
должен всегда учитывать, что мама особого ребенка знает какой тяжелый у нее
ребенок. И если он видит, что мама не в
настроении, ее всё раздражает, и она сама на грани эмоционального всплеска, то
в такие минуты, лучше не нагнетать обстановку, а лучше предложить вместе с
ребенком послушать спокойную музыку и ориентироваться на то задание или
упражнение, которое хорошо получается у
ребенка. Одним словом всегда при проведении занятий необходимо учитывать
состояние родителей.
Еще один необходимый момент при
проведении онлайн – занятий это
использование техники «наделения»- родителя
обязанностями. Родитель должен конструктивно понимать, что от него хочет педагог, что во время занятий он
получает знания не только по развитию ребенка, но и по умению взаимодействовать
с ним, применяя все техники, проводя упражнения и выполняя задания, которые он выполнял
на занятии с ребенком. А для этого родители должны изготавливать иногда
необходимые пособия сами, для отработки трудностей у ребенка. Когда родитель
сам сделал игру, да поиграл, и увидел, что у ребенка стало получаться, тогда
родитель активно включается в онлайн – занятия, для положительного результата в дальнейшем. Поэтому хорошо,
когда родитель для педагога делает пособия на онлайн занятия, по предложенному
образцу и подробной инструкцией. Иногда, это будет стимулом проиграть в игру не
по картинкам на экране в онлайн – режиме, а поработать с натуральными
предметными картинками с мамой, поиграть с тренажером на дыхание и выполнить
практические задания для развития моторики с использованием изготовленной игры.
Поэтому родители потом начинают сами
предлагать идеи, как еще можно поиграть, используя материалы
под рукой.
Конечно, это наблюдается не у всех родителей, но есть
родители, которые заинтересованы в положительной динамике развития ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод.
К каким результатам должен стремиться педагог при проведении занятий в онлайн
режиме:
1.использовать задания и упражнения с переменой
динамических пауз для снижения утомляемости ребенка на таких занятиях.
2.Включать задания и упражнения направленные на
улучшение концентрации внимания у ребенка.
3.Регулярно пополнять материал для занятий
способствующий стабильному эмоциональному состоянию педагога.
4.Учитывать эмоциональное состояние родителей и их включенность
в онлайн – занятия в коррекционную работу
по развитию ребенка, для лучшего результата.
Комментариев нет:
Отправить комментарий