среда, 10 февраля 2016 г.

Упражнения по повышению остроты зрения дома.

  
Примеры заданий и упражнений для повышения остроты зрения в соответствии с рекомендациями Л.А. Григорян.
Комплекс игр и упражнений для детей дошкольного возраста при остроте зрения – 0,04:
1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4 см) в основные цвета - красный, оранжевый, зелёный.
2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу (кальку).
3. Наклеивание крупных аппликаций (4 см).
4. Плетение ковриков и широких полос (3-4 см) ярких цветов.
5. Сборка строительных конструкций из крупных деталей.
6.Нанизывание крупных пуговиц, макарон на проволоку или тонкий шнурок.
7. Сортировка фасоли, гороха, крупных семян.
8. Выкладывание узоров из счётных палочек яркого цвета по образцу и по схеме.
9. Рассматривание крупных изображений с выделением признака  сходства и различия.
10. Составление разрезанных открыток из частей.

Комплекс игр и упражнений для детей дошкольного возраста при остроте зрения 0,05-0,1.
1. Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3 см).
2. Выполнение аппликационных работ (2-3 см).
3. Плетение ковриков из полос шириной 2 см..
4. Работа с конструкторами.
5. Рассматривание рисунков крупного размера.
6. Игры с мозаикой, пазлами крупных размеров до 2 см
Комплекс игр и упражнений для детей дошкольного возраста при остроте зрения 0,2 – 0,3.
1. Раскрашивание мелких деталей рисунка.
2. Аппликации (размером менее 2 см.).
3. Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.
4. Конструирование из мелких деталей.
5. Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колёс).
6. Построение рисунков из мозаики.
7. Лепка из пластилина.
8. Нанизывание бус диаметром 1 см. на леску.
Комплекс игр и упражнений для детей дошкольного возраста при остроте зрения 0,4 и выше.
1. Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров мелких рисунков через тонкую бумагу.
2. Наклеивание аппликаций до 1 см.
3. Плетение ковриков из полос до 1 см.
4. Конструирование из мелких деталей.
5. Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями (дом без трубы).
6. Построение мелких рисунков из мозаики.
7. Лепка из пластилина мелких фигур.

8. Нанизывание на леску бус диаметром менее 1 см.

Требования к работе на персональном компьютере для детей.

Охрана зрения маленьких пользователей компьютера требует особенного внимания, так как именно в шестилетнем возрасте формируются многие системы их организма, происходят кардинальные изменения в деятельности головного мозга, сердца, вегетативной и нервной систем, двигательного аппарата. Особенно значительно перестраивается зрительный анализатор – формируется рефракция глаза (рефракция глаза - приспособление к видению предметов на разном расстоянии). В этот период у ребёнка увеличивается поле зрения, созревает различительная способность к цвету. Зрительная система младших школьников интенсивно совершенствуется и поэтому очень чувствительна к объектам зрительной работы.
При работе на компьютере детям приходится рассматривать разноцветные движущиеся предметы на мерцающем экране. В настоящее время компьютеры усовершенствованы, но мерцание продолжает присутствовать, оно просто не заметно для нас, но глаза его чувствуют и быстро утомляются, взгляд как бы становится «стеклянным», глаз перестаёт двигаться и следить за мерцающими движениями на экране,  мышцы перенапрягаются, что приводит к спазмам в сосудах и прекращается кровоток во все части зрительного анализатора, нарушается поступление кислорода и питательных веществ.  При этом постоянно меняются условия для зрительного восприятия (расстояние рассматриваемого объекта, освещённость на экране и на клавиатуре), из –за этого постоянно меняется форма хрусталика, что приводит к перенапряжению цилиарной мышцы. При продолжительном контакте с экраном это напряжение приводит опять к спазму аккомодации и значительно снижает функциональные возможности зрительного аппарата, и способствует развитию близорукости.
Если у ребёнка уже есть миопия (близорукость), то это может усугубить заболевание.
          Поэтому при работе на компьютере необходимо проводить специальные зрительные упражнения для восстановления цилиарной мышцы. Такие упражнению способствуют периодическому переключению зрения с ближнего расстояния на дальнее, снимает напряжение в глазных мышцах, тренирует и укрепляет аккомодацию глаза (аккомодация - умение глаза ясно видеть предметы на разных расстояниях).
 Контролируйте время нахождения ребёнка перед компьютером: 10 – 15 минут не более.
Обязательно проводите упражнения для глаз после занятий за компьютером.

        Зрительная гимнастика после работы на компьютере

Упражнения выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. 
Упражнение 1.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1—6. Повторить 4—5 раз. 
Упражнение 2.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но
Упражнение 3.
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—15. 
Упражнение 4.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6; затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6.
Упражнение 5.
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза.
Упражнение 6.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх—вправо—вниз—влево и в обратную сторону: вверх—влево—вниз—вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1—6. 
Упражнение 7.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1—4 вверх, на счет 1—6 прямо, после чего аналогичным образом вниз—прямо, вправо—прямо, влево—прямо. Проделать движение на диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1—6. 
Упражнение 8.
На оконном стекле на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3—5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдали. Ребенка ставят около метки на стекле на расстоянии от стекла 30—35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 секунд на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в течение 10 секунд. После этого поочередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет. Продолжительность этой гимнастики 1 — 1,5 минуты

понедельник, 30 ноября 2015 г.

Игры, которые развивают и помогают.




Для того, чтобы ваш ребёнок  был успешным в обучении в начальной школе, необходимо развивать его с помощью игр. Из – за обедненного зрительного восприятия окружающего мира, страдают и мыслительные процессы, поэтому необходимо ребёнка учить размышлять и  анализировать, упражнять в умении объяснять и рассказать об увиденном.
Игра «Весёлые картинки». Ребёнку можно  предложить рассмотреть сюжетные картинки из книг, детских журналов и найти предметы или объекты на заданный звук, букву, по какому-то признаку (цвету, форме, качеству материала, имеющего заданные детали и так далее). Например: найди предметы тяжелее стула, легче перышка; красные, светло голубые; На звук «А», из 3 слогов и так далее. (Так вы будете не только пополнять словарь, но и развивать наблюдательность, зрительное внимание, умение анализировать увиденные предметы и объекты).
Игра «Фотограф»- Выложите перед ребёнком разнообразные картинки, предметы, пуговицы, игрушки из киндер-сюрпризов и предложите запомнить, что лежит и как лежит. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый или меняет расположение предметов или убирает какие – то из них, или добавляет лишние. А ребёнок потом должен вспомнить и рассказать, что изменилось, сам расположить правильно объекты. Взрослый и ребёнок могут меняться ролями, только взрослый во время игры постоянно должен допускать разные ошибки, а ребёнок должен ему помочь исправить их.
Игра «Я знаю….»- Для этой игры не надо использовать специальные предметы. Ребёнку можно предложить поиграть в игру, кто больше назовёт слов, по какому – то заданию. Например: Я знаю 3 части машины, 4 садовых  инструмента, 5 красных овощей, 4 длинных предмета и так далее. Главное в этой игре придумать задания и определить количество слов. Таким образом, вы сможете определить уровень знаний своего ребёнка об окружающем и его активный словарь.
Игра: «Многоэтажный дом» -нарисуйте дом на большом листе ватмана, подберите предметные картинки с изображением людей или животных, предметов быта. Предложите ребёнку расселить картинки по квартирам согласно вашей  инструкции: Например: «На втором этаже слева будет жить домашнее животное, которое любит молоко, Слева от него животное с длинными ушами и коротким хвостом, над ним животное, которое даёт молоко и так далее».
Игра «Что ты имеешь в виду?»- эта игра учит понимать слова в переносном значении. Для этой игры только надо подобрать выражения из пословиц и поговорок и предложить ребёнку их объяснить. Например: Что значит выражение: «бить баклуши», «как кот наплакал», «ударить в грязь лицом», «проще пареной репы», «с гулькин нос», «точить лясы», «у черта на куличках», «набрать воды в рот», «ни свет ни заря», «камня на камне не оставить», «без году неделя», «чесать языком», «задать перцу», «кровь с молоком», «как в воду канул», «поставить на ноги», «витать в облаках». Если ребёнок затрудняется, то взрослый должен сам объяснить значение с примерами из жизни. Когда ребёнок познакомится с такими выражениями, можно поиграть в переводчиков «Вы называете выражение, а ребёнок своими словами разъясняет их значение. Например: «Чесать языком» – много говорить, «ни свет ни заря» – очень рано и так далее.
Играя в такие игры с ребёнком, вы поможете ему лучше запомнить знания об окружающем мире, поупражняете в умении думать и размышлять, потренируете в умении формулировать свои мысли словами, активизируете его мыслительные процессы.
Успехов Вам и вашему ребёнку!


вторник, 24 ноября 2015 г.

«Домашняя игротека» мастер – класс для родителей



Первые трудности, с которыми часто сталкиваются первоклассники с нарушением зрения, это плохое запоминание букв и цифр. А точнее правильное их написание. Учитывая особенности развития зрительного восприятия у наших детей из – за патологии зрения, мы должны помочь предупредить эти трудности через разнообразные игры и упражнения, которые помогут ребёнку запомнить зрительный образ графических элементов.
    И для этого вашему вниманию будут предложены достаточно доступные и простые в изготовлении пособия и тренажеры, а так же ряд упражнений, не требующих больших усилий со стороны родителей.
   Конструктор для букв». Он изготавливается из простого квадрата, разрезанного на части. Хорошо если квадратов будет изготовлено 2 (один для ребёнка, другой для взрослого) Потому что, ребёнок не сразу сможет сам выложить несколько вариантов одной буквы из частей квадрата, а по образцу взрослого у него получится. Когда ребёнок научится, то играть можно на скорость, кто быстрее выложит букву А, Б, В и так далее.






   Можно предложить ребёнку  выложить буквы и цифры из счётных палочек (спичек) по схеме, с опорой на печатную букву или цифру и самостоятельно.

Игра «Сложи букву из частей». Для этого необходимо приготовить карточки с буквами форматом для детей гиперметропией 3см на 3 см, с миопией 5см на 5 см. Каждую букву разрезать на 4 части. Дать ребёнку и в виде разрезных картинок и предложить собрать буквы, соединяя элементы. Начинать надо с одной буквы, потом смешивать карточки 2 букв. И только потом можно будет перемешать 3-4 карточки.

Можно предложить ребёнку выложить букву или цифру на поверхности спинки дивана, кресла из ниток пряжи, как по вашему образцу, с опорой на схему или самостоятельно. 

Хороши такие упражнения как:
-слепи букву – цифру из пластилина. Потом можно предложить поиграть в игру «Узнай на ощупь», все ранее вылепленные буквы (цифры) узнать на ощупь с закрытыми глазами.
-Обведи трафарет и вырежи из бумаги;
-выложи букву(цифру) из пуговиц, косточек, фасоли и так далее;
- напечатай букву – цифру на разносе с мукой, крупой. (Это приятно на ощупь и весело);
-напечатай букву- цифру по клеточкам;
-найди заданную букву в тексте и зачеркни,  подчеркни,  обведи в кружок, треугольник и так далее. Для этого могут пригодиться старые газеты и журналы;
- вырежи буквы из газеты, журнала и собери слово, наклей;

Для того чтобы дети лучше запомнили направление написания букв и цифр, они должны хорошо ориентироваться на себе, от себя и на плоскости тетради, в клетке и строке.
         Для закрепления пространственных понятий и направлений можно предложить ребёнку порисовать:
1.    упражнение «Весёлые стрелочки в таблице» - Вначале отрабатываются пространственные понятия — верхняя, нижняя, правая, левая стороны листа; понятие центра в каждом прямоугольнике (исходная точка); изображение задаваемого направления с помощью прямой стрелки или стрелки с поворотом.



2.    От исходной точки (и. т.) провести стрелку вверх.
3.    От и. т. провести стрелку вправо.
4.    От и. т. провести стрелку вниз.
5.    От и. т. провести стрелку в левый верхний угол.
6.    От и. т. провести стрелку в левый нижний угол.
7.    От и. т. провести стрелку в правый верхний угол.
8.    От и. т. провести стрелку в правый нижний угол.
9.    От и. т. провести стрелку вверх, потом по кругу влево.
10.От и. т. провести стрелку вниз, потом по кругу вправо.
11.От и. т. провести стрелку вверх, потом по кругу вправо.
12.От и. т. провести стрелку вниз, потом по кругу в правый верхний угол.
13.От  и. т. провести стрелку в левый верхний  угол и от него вправо.
14.От и. т. провести стрелку в правый нижним угол и от него вверх.
15.От и. т. провести влево, затем вверх
16.От и. т. провести стрелку вверх, потом в правый нижний угол
17. От и.т. провести стрелку в правый нижний угол, потом влево.

          -«Рисуем живые  картинки». Когда ребёнку предлагается нарисовать картину по вашей инструкции. Для этого можно использовать трафареты, если они есть в наличии. Или же ребёнок рисует самостоятельно схематически.
Например: Перед тобой растёт дерево, слева от дерева вырос гриб, над деревом летит птица, из – за дерева выглядывает заяц, справа бежит собака, под деревом лежит морковка, между деревом и грибом вырос куст ягод, левее собаки ползёт жук и так далее. Картинка может получиться с множеством предметов и объектов, это уже зависит от вашей фантазии и возможностей ребёнка. А можно предложить поменяться местами, ребёнок дает инструкции, а вы рисуете, только иногда допускаете ошибки, необходимо, чтобы ребёнок заметил и вас исправил (сам нарисовал).
- Можно сделать творческий коллаж из заранее  вырезанных картинок из журналов, газет  и открыток, где взрослый дает инструкцию, а ребёнок наклеивает, располагая их на листе. Совместное творчество порадует и вас и ребёнка.
Такие игры помогут предупредить трудности в восприятии зрительных образов графических элементов цифр и букв. 
Успехов вам и вашим детям!